Районная консолидация

В крае продолжается реформа органов местного самоуправления. Эта большая работа проводится в Приморье по поручению губернатора Олега Кожемяко с целью повышения уровня жизни населения. К реорганизации в наступающем году в муниципальный округ готовятся в Партизанском районе. Теме реформирования были посвящены заседания муниципальных комитетов сельских поселений, прошедшие в ПМР публичные слушания. Сегодня на вопросы читателей отвечает и.о. главы Партизанского района Александр СТЕПАНОВ.

— Александр Анатольевич, возможно, с одной стороны,  к реформированию можно относиться как к «перестановке стульев», возврату к советской системе, но с другой — вопрос о целесообразности разделения полномочий на «мои и чужие» давно назрел. Как Вы относитесь к грядущей реформе?

— Убежден, что проблемы, касающиеся изменений структуры, статуса поселений и района не должны решаться без учета мнения населения. Ситуация такова, что из-за разграничения полномочий между администрациями поселений и района, жители порой не знают, в какую дверь стучаться для решения наболевших проблем. Часто для конкретного человека встает вопрос: где заканчиваются полномочия поселения и начинаются полномочия района, и в итоге он становится заложником ситуации. Считаю, инстанция должна быть одна – администрация района, и она должна решать проблемы людей. В сегодняшней непростой ситуации гораздо целесообразнее направлять финансы на нужды населения, а не на содержание аппаратов администраций СП.

 Напомню, что административное разделение территории Партизанского района на шесть сельских поселений произошло в 2005 году в соответствии с № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Тогда же район получил и свой сегодняшний статус — муниципальный район. Наверное, на стадии подготовки реформы это выглядело разумно: район решает какие-то глобальные вопросы, а поселения занимаются своими маленькими проблемами, никого не затрагивая. На практике все получилось иначе. Полномочия обоих уровней власти все время пересекаются, а нехватка денег у поселений нередко приводила к бесконечной бюрократии. Особенно заметным это становилось, когда требовалось что-то восстановить или построить, например, после очередного тайфуна. Система позволяла районам и поселениям перекладывать ответственность друг на друга. Сейчас эту систему решили менять.

— Жители хотят знать, что даст очередное реформирование помимо «смены вывесок»?

— Необходимость объединения поселений продиктована не только буквой закона. Она обусловлена целым рядом  объективных причин, главные из которых – финансовая целесообразность и эффективность управления. Сегодня органы местного самоуправления сталкиваются с такими трудностями, как слабый экономический потенциал, недостаточная финансовая обеспеченность закрепленных полномочий, нехватка квалифицированных кадров. Решить эти проблемы можно  через объединение поселений.

— Что подразумевает структура муниципального округа?

-Понятие муниципального округа появилось в российском законодательстве в мае 2019 года. В его состав должно входить три и более населенных пункта, которые располагаются в непосредственной близости. Это  могут быть не только села: в состав муниципального округа может войти и какой-нибудь городской округ. При этом система управления там становится одноуровневой. По сути, это такая замена прежним муниципальным районам — с упрощенными системами управления и финансирования. Одним из вариантов создания муниципального округа является объединение сельских поселений. Собственно, это и происходит в Приморье, а теперь и в нашем Партизанском районе. Все поселения, входящие в муниципальные округа, по факту теряют статус самостоятельных муниципальных субъектов. У них все  становится общим — и власть с их полномочиями, и бюджеты. Речь идет именно о централизации управления, которая поможет решить многие накопившиеся проблемы. Так, например, при объединении шести поселений – Сергеевского, Новицкого, Золотодолинского, Владимиро-Александровского, Екатериновского и Новолитовского  в одно муниципальное образование произойдет объединение бюджета и имущества. Это позволит рациональнее использовать бюджетные средства, направляя их на выполнение первостепенных задач. В настоящее время они «распыляются» по поселениям, их невозможно сконцентрировать для выполнения важных, но финансово затратных работ.

Небольшие поселения всегда испытывали нехватку финансов, а деньги им брать было неоткуда. Их крошечные бюджеты не позволяли сделать почти ничего. Создание муниципальных округов позволит более справедливо распределять бюджет. В случае объединения поселений в муниципальный округ, в бюджет округа войдут собственные доходы поселения и переданные из районного бюджета средства на исполнение полномочий в решении вопросов местного значения. Имея такой бюджет, округ сможет участвовать в госпрограммах по строительству спортивных сооружений, ремонту муниципального жилого фонда, содержанию и развитию культурных формирований и клубных учреждений, ремонту внутрипоселенческих дорог и организации межпоселенческих транспортных маршрутов, строительству полигона бытовых отходов, войти в программу долевого строительства жилья для молодых семей, решении других задач.

Кроме того, размер средств на исполнение вопросов местного значения по отдельным поселениям и населенным пунктам не будет зависеть от доходности конкретной территории. В объединенном поселении будет один орган управления, а значит, потребуется меньше средств на содержание управленческого аппарата. Количество ставок уменьшится за счет сокращения аппаратов местных поселений. Так, к примеру, вместо нескольких глав поселений будет избран один глава, вместо бухгалтеров поселений будет работать отдел бухгалтерского учета и отчетности муниципального округа.

Не придется также тратить бюджетные средства на выборы семи представительных органов: шести муниципальных комитетов и районной Думы.

Создание муниципального округа также позволит принимать участие в национальных проектах. В составе муниципального района это невозможно, так как к участию в проектах допускаются только муниципальные образования с числом проживающих более 20 тысяч человек. В составе ПМР семь муниципальных образований (поселения и Дума).

— Читатели газеты переживают: не останутся ли они один на один со своими проблемами, не придется ли по каждому поводу ехать «в район».

-В каждом населенном пункте, где в настоящее время имеется администрация или специалист администрации, останутся работать специалисты. По-прежнему на местах сельским жителям можно будет получить необходимую справку или помощь в оформлении документов, решить другие вопросы, которыми сейчас занимаются сельские администрации. Специалисты, оставшиеся на местах, будут непосредственно работать с людьми, а не заниматься разработкой нормативно-правовых актов, подготовкой ответов различным структурам, на которые в настоящее время уходит основная масса рабочего времени. Помимо того, у администрации округа имеется возможность использовать квалифицированные кадры для грамотного решения вопросов местного значения на территории всего округа (юристы, архитекторы, специалисты по земельным вопросам). Сейчас у поселений такой возможности нет.

В результате объединения поселений власть не отдалится от народа, как это предполагают сейчас многие. Глава муниципального округа и Дума муниципального округа будут решать вопросы местного значения всего округа, муниципальные правовые акты будут приниматься для всей территории округа. Жители за решением проблем смогут обращаться как к специалистам на местах, так и в администрацию округа. При этом не будет необходимости разбираться, относятся ли конкретные вопросы к полномочиям сельского поселения или района. Если специалисты, которые будут работать в территориальных отделах, там, где сейчас работают администрации сельских поселений, не смогут самостоятельно решить проблему жителя, обращение будет передаваться для решения в отделы муниципального округа, занимающиеся конкретными направлениями. Люди не будут получать ответы, содержащие информацию о том, что это не полномочия сельского поселения, а вопросы муниципального района. Такая организация местного самоуправления в объединенном муниципальном образовании позволит максимально учесть интересы всех жителей.    

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*