
Вспоминают дети войны.
Анастасия Анисимовна Батько
Я из многодетной семьи Чернышовых, Алтайского края, Завьяловского района, села Завьялово. Родилась 11 января 1931 года и была четвертым ребенком из своих десяти братьев и сестер.
Род наш Камышовых и Чернышовых переселился по Столыпинской Петра Аркадьевича аграрной реформе из города Борисоглебска, на то время Тамбовской губернии в 1907 году в Алтайский край.
Деды мои жили и работали сначала своим хозяйством, на своей выделенной по закону земле. При создании «Товарищества по совместной обработке земли», как многие, так и мои деды привели на подворье «Товарищества» из своего хозяйства одну корову, одну лошадь, пять овец, и сами вступили в «Товарищество». Отец мой, Чернышов Анисим Петрович, с юности работал в ПромАртели, а в 1931 году вместе с мой мамой Марией Фёдоровной вступил в колхоз. До 1941 года это были годы десятилетия становления и развития колхоза «Красный Маяк». Как сейчас помню урожайный 1941 год, зерновых выросло столько, что не успевали убирать, и обмолачивать, пришлось пшеницу вязать в снопы на хранение и молотить уже зимой. И мы, подростки, вместе со своими старшими помогали.
В июне 1941 началась война, 26 августа 1941 года отца, его братьев и односельчан всем селом провожали на фронт, отцу было 39 лет. В 1942 году в декабре месяце пришло на отца извещение, без вести пропал на Калининском фронте, на Ржевском направлении. Это потом, спустя много лет мы узнали, какая там была битва, битва за Москву.
Осенью 1941 года я пошла в четвертый класс, но в конце ноября простыла и сильно заболела, на этом учёба моя в школе закончилась. Было очень сложно и трудно в это не- легкое время всем. Дети росли, а обуви и одежды на вырост негде было взять, то что оставалось после старших братьев и сестер, не всегда было надлежащего состояния. А зимой в Сибири сильные морозы, снежные бураны, на улицу не выйти. Вот и закончилось наше детство, такие как я и мои сверстники побросали школы, пошли помогать своим матерям и колхозу. Весной 1942 года нашим мамам пришлось запрягать своих коров и пахать колхозные поля под будущий урожай, не хватало ни тракторов, ни лошадей. А так, как с этой коровенки надо было сдать еще за год 400 литров молока для фронта, это мероприятие осенью 1942 года в колхозе было отменено. Женщины и юноши допризывного возраста косили сено вручную и скирдовали, мы, подростки, помогали ворошить скошенное сено для просушки. Мы, дети, также работали и помогали колхозу на посадке, прополке и уборке картофеля, моркови, капусты. При покосе ржи, проса и пшеницы, подбирали на полях упавшие колосья, это хлеб и его надо было сохранить до колоска. Всё — для фронта, всё — для победы над врагом.
В зимний период семье колхозника выдавали по несколько килограммов проса, пшеницы или ржи, для переборки. Надо было отделить качественное зерно, пригодное для посадки на следующий урожай, от некачественного и порушенного. Так вручную мы, дети, перебирали зерно, сидя по своим домам, обратно возвращалось всё по весу, как качественное, перебранное для будущего урожая, так и не качественное, которое шло на корм колхозным животным. Так мы все росли и возмужали в наше нелегкое время.
Весной 1945 года меня посадили на прицепное устройство- плуг к трактору, помогать трактористу при пахоте колхозного поля. Это нелегкий труд для подростка — с раннего утра до позднего вечера двигаться на прицепе по полю и контролировать борозду вспашки земли. Летом 1945 года доверили сопровождать на машине новый озимый урожай пшеницы колхоза «Красный Маяк» на элеватор в город Барнаул. За труд в колхозе во время войны, ни наши мамы, не мы подростки, ничего не получали. Все наши заработанные трудодни подписывались для фронта, для победы. Мы выжили с верой в победу. Да, у нас на столе не было ни мяса, ни колбасы, ни сметаны, ни сахара, ни конфет, но мы помогали по хозяйству и маме возделывать землю и растить урожай при доме в небольших огородах. Ели капусту, картошку, тыкву, ели паслен, калачики, и щавель. На лесных полянах собирали костянику, мальчишки ловили на озере щук и окуней.
Война закончилась. Это была Великая радость. Следующие годы жизни я и мои сверстники потратили на восстановление и строительство городов, заводов, дорог, освоение новых земель.
Потом мне попалась на глаза газета, где я прочла вот такое стихотворение:
Пусть в поле колхозном ночью и днем работа кипит боевая
Пусть Родина наша гордиться трудом колхозов Алтайского края.
И в этом вся правда нашей жизни.

Отправить ответ