Держите ноги в тепле

Служить мне довелось на Чукотке в    бухте  Провидения. Считается, что это Крайний Север, край северных сияний и вьюг — там они именуются пургой.

Северное сияние, ещё его называют полярным, красивое  многокрасочное  свечение отдельных

участков ночного неба. Оно не статично, а все время переливается всеми цветами радуги.

Северная пурга! Чтобы понять, что это такое его нужно увидеть собственными глазами и прочувствовать, как это говорится, всеми фибрами своей души.

Через это, очевидно, и прошёл автор песни «Морзянка» М. Пляцковский, а певец Владимир Трошин изумительно исполнил её: « … Четвертый день пурга качается над Диксоном …». Действительно, в среднем такое ненастье длилось по четверо суток. Ветер же можно описать словами А.С.Пушкина из его « Капитанской дочки»: «… выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым».

 В целях противопожарной  безопасности, все четверо суток не разрешалось топить (обогревать) спальное помещение – казарму. Температура внутри здания была постоянной и  держалась на уровне четырёх градусов мороза. Все ложились спать,  раздеваясь до нижнего белья. В связи с такой погодой, разрешалось поверх обыкновенной простыни и суконного одеяла набросить шинель или куртку спецпошива.

Никто никогда не простывал. Никаких мероприятий по закаливанию, кроме утренней пробежки, в нашей войсковой части не проводилось.

А разгадка проста. Да, в такую погоду не разрешалось топить всю казарму, но всегда была горячей печка в помещении умывальника, там из снега растапливали воду для умывания, и была оборудована сушилка для обуви.

После отбоя солдаты, сняв сапоги, верёвочкой привязывали к ним портянки, выбрасывали их в проход. Дневальный собирал их и относил в сушилку, а утром, согласно бирочке с фамилией, приносил каждому к его кровати. Так приятно было обувать теплые сапоги с теплыми портянками. И так все 365 дней в году, независимо от погоды.

Новый 1956 год мне довелось встречать в  селе Перетино. Я тогда учился в Сучанском (ныне Партизанском) горном техникуме. У моего товарища по учёбе в Перетино жили родственники и он предложил мне вместе с ним сходить к ним в гости на новый год. Муж хозяйки дома во время войны был в плену у немцев. Он рассказал, что работал в шахте, где добывали высококачественную глину для фарфора: ужасная сырость, питание плохое, медицинского обслуживания никакого. Работать приходилось в резиновых сапогах, но если в сапогах появлялась дырочка, то тут же выдавали новые.

И наших командиров в армии, где я служил, и немецкого фабриканта, владельца шахты, объединяло знание особенностей человеческого организма. Они хорошо понимали, что ноги у человека всегда должны быть сухими.

      Геннадий Топеха,

 с. Владимиро-Александровское

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*