На прошлой неделе вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Иванович Ефремов встретился онлайн на пресс-конференции с журналистами приморских СМИ. Обсуждались итоги совещаний, которые состоялись в Приморском крае в двадцатых числах августа. Первое — совещание страховщиков, работающих на территории Приморского края. Здесь говорили о доступности полисов ОСАГО для жителей ПК и Владивостока. Вторая актуальная тема — допуск страховщиков к камерам видеонаблюдения (видеофиксации) для того, чтобы более эффективно противодействовать мошенничеству, которое ещё достаточно активно на территории края.
23 августа состоялось совещание непосредственно под председательством правительства ПК, уже при участии всех заинтересованных лиц, включая представителей министерств транспорта, связи, представителей банков, сотрудников прокуратуры, полиции, где рассматривались эти же вопросы.
Сергей Иванович представил журналистам информацию, с учетом первого полугодия текущего года, прозвучавшую на совещаниях:
— Ситуация остается достаточно вызывающей и хотелось бы показать, как она меняется с учетом работы всех заинтересованных ведомств.
Анализируя показатели деятельности ОСАГО в сравнении с 2020-м, 2021-м и первым полугодием 2022 года, мы видим, что частота страховых случаев в последние два квартала находится на одном уровне — 7,7%, и остается достаточно высокой, так как по России она составляет 5,1%. Какие причины такой высокой аварийности?
Второй показатель — средняя выплата по ОСАГО. На 30 июня в Приморском крае она составляет — 92 тыс.556 руб, в среднем по РФ — 71,5 тыс. руб. Достаточно серьезная разница. Забегая вперед, отмечу, что особенность вашей территории в достаточно высокой доле (свыше 80%) праворульных автомобилей, стоимость ремонта которых значительно выше и дороже, чем леворульных, отсюда и рост средней выплаты.
Беспокоит и то, что стало значительно сложнее доказать подставы со стороны автомошенников, так как они всё чаще подстраивают реальные ДТП, а не просто имитируют их. Страховые компании не успевают в течение 20 дней (срок выплаты) собрать достаточную доказательную базу для предоставления в суд, тем более что собранные страховщиками доказательства должны перепроверить правоохранительные органы.
Но, надо отметить, что ситуация меняется в лучшую сторону. Если в 2021 году край был первым в «антирейтинге» регионов с самым высоким риском мошенничества в ОСАГО, то сейчас в результате активной работы прокуратуры края, правительства ПК, страховых компаний и правоохранителей — сместился на 7 место. Надеемся, что дальнейшее взаимодействие всех заинтересованных ведомств даст более высокие результаты.
Увеличивается количество возбуждаемых уголовных дел по инициативе страховых компаний ОСАГО. В первой половине 2022 года возбуждено уголовных дел по обращениям страховщиков — 79% это по ОСАГО, в целом 74%. В настоящее время это лучший показатель по России и результат эффективной работы правоохранительных органов, в первую очередь, прокуратуры и полиции. Такая позиция позволит стабилизировать ситуацию, загасить деятельность мошеннических групп на территории края.
Стабилизируется в крае продажа полиса ОСАГО. Страхование стало доступным, хотя, по заявлению представителей Центрального банка, поступает немало жалоб (8% от общего количества) на страховщиков от жителей ПК.
Мы проехали офисы страховых компаний, посмотрели, как они работают. Очередей на заключение договоров нет. Люди заходят, заключают договора. Как правило, пик заключения договоров на страхование приходится на декабрь. Но уже в июне, июле, августе количество их значительно выросло, что подтверждает высокую доступность.
В основном заключаются они в электронном виде, это очень удобно, не надо посещать офисы страховых компаний.
Ведущую роль в Приморском крае берут шесть страховых компаний: РЕСО-Гарантия, АльфаСтрахование, Согласие, СОГАЗ, Страховая бизнес-группа, ВСК, которые стабилизируют ситуацию в крае. Будем делать упор на них, проводить мониторинги, оказывать содействие.
К сожалению, на дорогах еще достаточно технических средств без полисов ОСАГО. Со стороны ГИБДД нам обещали усилить контроль за ТС без полисов ОСАГО.
Страховые компании при заключении договора должны информировать автовладельцев о действиях при наступлении страхового события. Страховщикам рекомендовано проводить через СМИ разъяснительную работу, поднимать уровень финансовой грамотности автовладельцев, объяснять удобство мобильных приложений. С их помощью можно легко оформить легкие повреждения, здесь сразу же идет проверка водительского удостоверения, и ТС, самого гражданина.
Остается достаточно низкой доля ремонта в натуральной форме. Например, в июле из 2881 страхового события в деньгах было в среднем оплачено 2451, то в натуральной форме — 89. В соответствии с законом в течение 20 дней страховщики должны выдать направление на ремонт, а в течение 30 дней произвести его. На практике страховые мошенники после подставных или фиктивных ДТП получают деньги на ремонт, производят его сами б/у запчастями и разницу забирают себе.
Сергей Иванович Ефремов ответил на вопросы журналистов.
В полиции Владивостока образовано специальное подразделение по борьбе со страховыми мошенниками. Чем оно занимается? Будут ли создаваться подобные подразделения в других регионах?
— Такое подразделение создано на базе дознавателей УВД. ооно работает — и уже есть определенные результаты. Заявления по признакам страхового мошенничества попадают в данное подразделение, его специалисты проверяют факты, собирают материалы.
Оно действует пока только во Владивостоке, если будет высокоэффективным, то появится и в других регионах.
Появились ли новые виды мошенничества за последнее время?
— Практически по всей стране страховщики сообщают в полицию в основном о подставных ДТП. Они уже научились бороться с фальсификациями, доказывать такие факты. Мошенники пошли по другому пути, они делают подставные реальные ДТП, по которым добиваются выплат. Такие события расследовать сложнее. Именно здесь необходимы фото- и видеоматериалы, которые мы могли бы получать с камер видеонаблюдения. Поэтому и одна из актуальных тем состоявшихся совещаний — получение видеоматериалов с видеофиксаторов. Такой доступ наши страховые компании получили. В настоящее время идет подключение к этой системе пока в тестовом режиме, это позволит эффективно доказывать страховые случаи. В свою очередь правительство края постановило увеличить количество камер в местах, где часто происходят ДТП, чтобы обозревать эти участки, перекрестки в разных ракурсах.
Какие меры по улучшению сферы автострахования оказались наиболее эффективными?
— Взаимодействие всех заинтересованных ведомств, совместная наша работа. Принципиальная позиция правительства Приморского края по улучшению ситуации со страхованием на территории и задача — работу страховых компаний не приводить к убыткам. Мы видим, что полисов продается больше, а вот борьба с мошенниками не идет быстро. Но сейчас активную позицию занимает прокуратура, и мы надеемся на положительные результаты. Объединяются в этой борьбе и страховые компании, выявляя в своих базах одних и тех же нарушителей.
Какую роль играют в расследованиях мошеннических случаев сотрудники ГИБДД? На прошлой конференции вы сообщали, что у страховых компаний с ними были проблемы, так как они отказывались предоставлять административные данные о повреждениях транспортного средства, ссылаясь на наличие персональных данных водителей. Удалось ли прийти к компромиссу с ними, стали ли помогать активнее?
— Да. Взаимодействие есть. В органах ГИБДД работают оперативники, которые ведут такую работу. Польза, несомненно, есть.
Сколько времени занимает обращение в страховые компании при наступлении страхового случая?
— В течение пяти дней нужно предоставить в страховую компанию материалы. Далее страховая компания в течение 20 дней должна дать направление на ремонт или произвести выплату страховых средств. Поэтому у страховщиков процесс расследования составляет всего лишь от 10 до 15дней. Если они не могут в течение 20 дней собрать доказательную базу о наличии мошенничества, то выплачивают средства, и продолжают расследование по факту с признаками мошенничества, а затем уже обращаются в полицию, прокуратуру, где идет изучение материала и принимается решение о возбуждении уголовного дела. Конечно, было бы более правильно проводить расследование в течение 20 дней, но для этого нужно провести достаточно много экспертиз, что не делается быстро. Здесь надо учитывать и специальное затягивание со стороны недобросовестных граждан при предоставлении ТС, что подталкивает страховые компании принимать решение о выплате.
Есть ли регионы с аналогичной ситуацией?
— На сегодня лидером является Северный Кавказ. В 2021 году по мошенничеству лидировал Приморский край. Сейчас ситуация улучшается. Это говорит об эффективной работе всех заинтересованных ведомств. К примеру, если в прошлом году по случаям мошенничества возбуждались всего 7% уголовных дел, то сейчас — 74%. Это самый высокий показатель по России. Важно, чтобы все они были доведены до логического завершения.
Что необходимо закрепить законодательно для улучшения ситуации?
— Сегодня по закону ремонтировать транспортные средства необходимо новыми запчастями. Страховщики рассчитывают ремонт новыми запчастями, стоимость которых в разы (в 10, 20 раз) дороже. Это лишний раз подталкивает наших недобросовестных граждан на этом незаконно зарабатывать. На такую выплату можно обновить свое авто, фактически недобросовестные граждане используют ситуацию, ища выгоду.
Ситуация могла бы в корне измениться, если на территории края у страховых компаний был способ кузовного ремонта б/у запчастями. На территории края действуют лаборатории, которые сертифицируют импортные автомобили из Японии, Кореи. Эти лаборатории могли бы сертифицировать и запчасти и, по согласию граждан, использовать их. Такой опыт есть, например, в скандинавских странах. Там, если в договоре прописано согласие на ремонт б/у запчастями, то полис владельцу ТС обходится дешевле.
Насколько остро стоит проблема с поддельными полисами ОСАГО. Как понять, что ты приобрел поддельный полис?
— Ситуация в Приморском крае значительно отличается от регионов России. В крае контроль со стороны ГИБДД о наличии полиса не такой высокий. Это затрагивалось на совещании 23 августа. Страховщики просят усилить контроль ГИБДД за наличием полисов. Иначе много автовладельцев так и не будет покупать полис вообще, тем самым подвергая финансовым рискам других, добросовестных, автомобилистов.
Если сравнить количество полисов ОСАГО и количество транспортных средств, то 20% реально не имеют полисов. Здесь нужен комплексная работа, складывающаяся из доступности полисов и усилению требования к их наличию у автовладельцев.
Что можно сказать об убыточности страховых компаний по итогам полугодия? Как при этом меняется тарификация?
Убыточность остается высокой (161%), хотя и снизилась в 1 квартале на 7%. Все мы понимаем, что чем выше убыточность, тем дороже полис в конкретном регионе. Сейчас большая часть договоров заключается по самому высокому тарифному коридору. Если ситуация улучшится, то и тарифы снизятся. Это стимул не совершать противоправные действия. А если на территории действуют организованные группировки, то страдают, в первую очередь, обычные граждане. Страховщики, чтобы не работать в убыток, будут повышать тарифы.
— Ситуацию с автострахованием в Приморском крае будем держать под контролем. Ежеквартальные мониторинги, взаимодействие со всеми заинтересованными ведомствами под контролем правительства ПК, позволят в корне её изменить в лучшую сторону.
Отправить ответ