Всероссийский союз страховщиков (ВСС) в лице вице-президента ВСС Сергея Ивановича Ефремова совместно с представителем Страхового Дома ВСК, руководителем центра противодействия мошенничеству СД ВСК Олегом Робертовичем Ручкиным, провели онлайн пресс-конференцию с журналистами приморских СМИ.
Главные темы — проблемы с заключением договора ОСАГО у автовладельцев и противодействие страховому мошенничеству.
— Основная причина возникших ранее проблем с доступностью полисов ОСАГО на территории Приморского края — высокий уровень страхового мошенничества, — начал разговор Сергей Иванович. — На протяжении ряда лет страховые компании работают в убыток. Так как страхование — это все-таки бизнес, то работать в убыток он не может. Некоторые компании были вынуждены сократить свое присутствие в регионе.
Участников пресс-конференции ознакомили с неутешительной статистикой.
В целом по России в прошлом году доля мошенничества составляла по ОСАГО — 89%, КАСКО — 8%. В рейтинге регионов в Приморье частота страховых случаев больше, чем в целом по стране. С другой стороны — доля водителей с минимальным числом КБМ в Приморском крае выше, чем по России. Парадокс, с одной стороны — самое большое количество водителей с безаварийной историей — 26,2%, с другой — самая высокая аварийность, что подтверждает наличие в регионе активных мошеннических организованных групп, а также высокого числа случаев бытового мошенничества. К тому же, в Приморском крае 95% транспортных средств — это автомобили с правым рулем, японского, или корейского производства. Понятно, что ремонт машины по ОСАГО, учитывая импортные запчасти, достаточно дорогой. Вот и выходит, что гражданам выгодно получать деньги наличными, потому что при расчете по единой методике новыми запчастями ремонт получается достаточно дорогой. Автолюбитель ремонтирует своего «железного коня» на деньги страховой в каком-нибудь гараже, устанавливая бывшие в употреблении запчасти, а около половины средств оставляет себе.
Такие схемы легко используют организованные группы страховых мошенников. Ещё одним подтверждением этого является доля европротокола. По итогам прошлого года в Приморском крае одна из самых высоких — 60 %, в апреле — мае — 70 %. То есть практически все дорожно-транспортные происшествия оформляются без участия ДПС.
К сожалению, почти никто в Приморье не пользуется мобильным приложением своей страховой компании, многие даже не знают о них. Фиксируются повреждения самостоятельно, либо с участием аварийных комиссаров, которые зачастую оказываются недобросовестными автоюристами. В результате выплаты страховых компаний составляют 168%. То есть, на один заработанный рубль страховщики выплачивают – 1 рубль 68 копеек.
Конечно, продолжаться так не может. Нужно принимать меры, чтобы привести работу страховщиков в регионе хотя бы в ноль, а не в убыток.
Ещё несколько цифр для понимания глубины проблемы. В крае зарегистрировано 282 заявления по факту мошеннических действий, ущерб составил свыше 71 млн рублей, средняя сумма выплаты — 252 тыс. рублей. В то же время очень низкий показатель уголовных дел в этой сфере за год, всего 7% от числа поданных страховщиками заявлений.
Чтобы повлиять на ситуацию, в конце прошлого года в Приморье создали рабочую группу для повышения эффективности услуг по продаже полисов ОСАГО. В неё вошли представители краевого министерства транспорта и дорожного хозяйства, представители Центробанка, страховых компаний и органов правопорядка. Активную позицию в этом вопросе заняла прокуратура Приморского края. Так, уже в 1 квартале 2022 года количество уголовных дел увеличилось до 17 %, а за последние месяцы составило более 20%. К решению проблемы подключилась и Федеральная служба безопасности.
Кроме того, во Владивостоке будет создано специальное подразделение, специализирующееся на заявлениях, подаваемых страховщиками. Это позволит более внимательно рассматривать каждый страховой случай.
— Мошенничество в автостраховании — серьезная проблема, и не только в Приморском крае, — вступает в разговор Олег Ручкин. — Для пресечения преступной деятельности страховых мошенников, для эффективного противодействия им мы вырабатываем определенные меры, взаимодействуем с правоохранительными органами.
Один из главных вопросов, заданных журналистами, как попавшему в ДТП автомобилисту понять, что он стал жертвой автоподставщиков? Что делать, если ДТП кажется подозрительным?
— В первую очередь не надо паниковать и обращаться к посредникам, которые предлагают свои услуги, — советуют эксперты. — Если вы не знаете, как себя вести, звоните в свою страховую компанию. У нас работают колл-центры — 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Рекомендуем также пользоваться мобильным приложением «Помощник ОСАГО», есть собственное приложение и у каждой страховой компании. С помощью мобильного приложения легче оформить документы, сделать фото, в нём есть все подсказки, которые позволяют быстро и эффективно зарегистрировать ДТП.
— Из-за большого числа автоподставщиков в регионе по итогам 2021 года в Приморье выросла стоимость полисов. Есть ли предварительный прогноз по стоимости ОСАГО в Приморье в текущем году? Будут ли задержки в оформлении ОСАГО?
— Доля безубыточных водителей в Приморском крае — 26,2%. В отношении этих водителей роста тарифа ОСАГО не будет. В отношении тех, кто приносит убытки, тарифный коридор будет браться по максимуму, до 30%., — поясняет Сергей Иванович. – Отмечу, что 90% полисов оформляется в электронном виде. Многие клиенты платят посредникам за услуги порядка 2–3 тысяч рублей. В крае достаточно офисов ОСАГО, и если человек пришел в офис, то отказать ему могут только при отсутствии необходимых документов, если же все они в порядке, то вопросов по оформлению полиса не возникнет.
Эксперт также рассказал, что страховые компании очень серьезно подходят к страхованию автомобилей такси. Здесь должно быть четкое разделение — физическое это лицо или фирма. Таксисты не должны страховать автомобили как частные лица в погоне за экономией средств. Если такая схема после ДТП будет доказана, то в выплате по страховому случаю таксисту будет закономерно отказано.
Эксперты также ответили на актуальные вопросы. Есть ли вероятность, что в 2023 году регион окажется в «желтой» зоне рейтинга по рискам ОСАГО (пока регион находится в высокорисковой «красной» зоне)? Что для этого нужно? Есть ли вообще перспектива попадания столь проблемного для страховщиков региона в «зеленую» зону? Ответ один – ситуация зависит от эффективности работы всех заинтересованных в этом служб, начиная от страховых компаний, правоохранительных органов, а также от сознательности автовладельцев.
Отмечено, что если автолюбитель стал жертвой автоподставщиков и страховая компания доказала, что человек невиновен, есть судебное решение, то его КБМ будет корректироваться.
— Знают ли обычные автовладельцы о проблеме страхового мошенничества в регионе? Какие инструменты власти региона и страховщики используют, чтобы максимально эффективно доносить до приморских водителей информацию и обезопасить их от попадания в неприятные ситуации?
— К сожалению, нужно отметить, что страховая грамотность автолюбителей на территории Приморского края достаточно низкая. Мы на это обратили внимание региональных страховщиков. Здесь нужна большая просветительская работа со стороны как сотрудников страховых компаний, которые должны активно заниматься финансовой грамотностью страхователей, разъяснением возможных рисков при заключении договоров, так и СМИ.
Чтобы не попасть на крючок аферистов, стоит быть бдительнее на дорогах. Если все же ДТП случилось и у вас при этом возникло хоть малейшее подозрение, что вы стали жертвой автоподставщиков, вызывайте сотрудников ГИБДД и обращайтесь в свою страховую компанию, — сказал в заключение Сергей Иванович Ефремов.
А мы напомним, что для страховых мошенников предусмотрена серьезная уголовная ответственность – по статье 159.5 УК РФ «Мошенничество в сфере страхования» можно получить как внушительный штраф, так и до десяти лет лишения свободы – если речь об особо крупных уловах в ОПГ.
Отправить ответ